Конспект
непосредственной образовательной деятельности
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность
Рисование тема: «Русский сарафан»
подготовительная группа
Воспитатель: Упрянцева Н.В.
Цель: создать условия для развития воображения, художественно-творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей в процессе ознакомления с русским национальном костюмом.
Задачи
Художественно- эстетическое развитие:
продолжать знакомить с орнаментами в русском народном костюме. упражнять в технике работы с кистью: кончиком ворса,
развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме, развивать зрительное внимание, учить прорисовывать узор.
формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.
Социально- коммуникативное развитие:
продолжать формировать уважение к традициям русского народа.
знакомить детей с историей русской одежды, особенностями внешнего вида русского народного костюма.
воспитывать любовь и уважение к своей Родине.
Речевое развитие:
развивать связную речь детей. Обогащать словарь детей по теме.
воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи
Физическое развитие:
поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях предупреждения утомляемости, обеспечение смены видов деятельности;
Материал и оборудование: контуры изображения сарафана, презентация «Русский народный костюм», кисти, ватные палочки, краски, тряпочки, образцы узоров вышивки сарафанов, кукла в русском народном костюме.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, где герои в русском национальном костюме, рассматривание иллюстраций русского национального костюма, беседа о России, рассматривание иллюстраций с орнаментом вышивки, беседы об истории русского национального костюма, раскрашивание силуэтов рубахи и сарафана.
Методы и приемы:
- организационный: эмоциональная завязка
- словесный: беседа, вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение;
- наглядные: показ, рассматривание,
- практический: решение проблемной ситуации, игровые задания,
- метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности
Технологии:
- технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации;
- технологии сохранения и укрепления здоровья: физминутка
- личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка, индивидуальная работа, индивидуальный подход;
Индивидуальная работа: умение располагать узор ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме Вера М, Ульяна Ж
Словарная работа: рубаха, сарафан, льняная ткань, вышивка.
Ход :
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад и мне передали вот эту вещь (на ней ещё адрес написан) Что это?
Воспитатель: Правильно ребята, это сундук в нем раньше хранили одежду. Давайте мы с вами посмотрим, что там. Открываем сундук смотрите здесь письмо.
Воспитатель: (Читает письмо) Дoрогие ребята! пишут вам русские красавицы. Мы хотели пойти на ярмарку, на которую по традиции девушки надевают самую нарядную, красивую одежду. И когда мы достали наши сарафаны увидели, что все узоры на них исчезли. Ребята мы просим вас помочь нам попасть на ярмарку. Мы будем вам очень благодарны.
Воспитатель: Ребята мы поможем русским красавицам попасть на ярмарку.
Воспитатель: а каким образом мы сможем помочь, вернуть обратно узoры?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете раньше девочки одевались, так же, как и сейчас или по-другому?
Воспитатель: Я хочу вам показать, как раньше одевались русские красавицы,
(презентация).
Одежда была свободной, длинной и необычно красивой. Ее шили из льняной ткани.
Рубаха - это основа женского народного костюма. Она сшита из ткани белого цвета, украшена вышивкой на рукавах, и вороте. В этой вышивке использовали следующие элементы прямые и волнистые линии, ромбы, треугольники, круги, кресты, квадраты. Орнаментами изображали землю, солнце, воду, птиц, растения. Сарафан- одевали поверх рубахи. Его шили из ткани разного цвета, каждый цвет, что-то обозначал:
Красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.
Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.
Синий и голубой – цвет неба и воды. в синих сарафанах отмечали праздник Ивана купала.
Коричневый – земля кормилица.
Подол и перед сарафан украшали полосой на которой вышивали узор, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами, лентами.
Сарафаны очень бережно хранили и одевали по праздникам, когда собиралось все село, веселились и играли в народные игры и забавы. Воспитатель: Ребята, как вы думаете для чего нужна вышивка?
Воспитатель: Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. А сейчас, предлагаю вам поиграть в дидактическую игру.
Я сегодня предлагаю вам вернуть сарафанам русских красавиц цвета, вышивки и узоры. Что бы помочь русским красавицам, мы с вами преобразим сарафаны нарисовав на них узоры, орнаменты.
- Для начала давайте ещё раз рассмотрим, какими узорами украшали сарафаны. В вышивке использовали следующие элементы прямые и волнистые линии, ромбы, треугольники, круги, кресты, квадраты. Узоры, повторяющиеся много раз называют орнамент. (разместить на мольберте элементы узоров).
Воспитатель: Для создания эскизов сарафана, я предлагаю использовать гуашь, кисть, ватные палочки. Какие цвета будем использовать?
Воспитатель: а сейчас давайте пройдём в художественную мастерскую. У вас на столах у каждого лежат силуэты сарафана. Нужно придумать, свой узор. (если вы испытываете затруднения посмотрите на мольберт, где изображены орнаменты). Надеюсь, что фантазия, воображение и творчество помогут вам создать необычный и оригинальный сарафан для русских красавиц.
Ребята для того чтобы вышивать красивые узоры на своей одежде русские красавицы разминали пальчики, и мы с вами перед тем как начать работу тоже разомнем свои пальчики.
Физминутка
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Воспитатель: Чтобы узор получился красивым его нужно выполнять аккуратно, не отвлекаться. Напоминание с чего начинаем работу. (держим кисть в правой руке, рисуем концом кисти, меняя краску хорошо промываем кисть и вытираем тряпочкой. Раньше узоры начинали вышивать на полосе спереди (начнёте украшать сарафан с полоски спереди-
(волнистая линия или небольшие прямые линии).
Затем подол сарафана. Здесь вы будете рисовать ватными палочками (в полосе можно нарисовать цветы или точки). А потом украшали узорами весь сарафан (используя узоры; квадрат, круги, треугольники т.д.).
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята мы смогли помочь русским красавицам?
Что мы для этого сделали?
Как мы это сделали?
Что вам понравилось?
Что интересного узнали?
В чём затруднялись?
(Имя ребенка) оцени свой эскиз сарафана. Ты справился(ась) с работой?
Воспитатель: Все сарафаны очень красивые, с разным узором.
(оцениваю всех детей), ребята вы молодцы. Все старались, были внимательными, аккуратно работали. Я думаю, что ваши сарафаны понравятся русским красавицам и они смогут пойти на ярмарку. Давайте мы сложим эскизы – сарафанов в сундук и отправим его по указанному адресу, который написан на сундуке. Они смогут выбрать себе понравившийся сарафаны и пойти на ярмарку в своих красивых нарядах. |