Продолжительность проекта: средняя продолжительность.
Возраст детей: 3-4 года.
Тип проекта:
- по доминирующей деятельности: информационно практико-ориентированный;
- по числу участников: групповой, ориентированный на детей младшей группы, родителей, педагогов;
- по времени проведения: краткосрочный;
- по характеру контактов: осуществляется внутри образовательного учреждения в тесном взаимодействии с семьёй.
Принципы реализации проекта:
- последовательность;
- доступность материалов и заданий;
- увлекательность;
- творческое самовыражение (речевое, эмоциональное, прикладное);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Актуальность темы
Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно-нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность, данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития, успешного в будущем, человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому малышу. Какими бы ни были замечательными педагоги в детском саду и в школе, для ребенка наиболее значима его семья, его родные и близкие люди. И именно их пример, их мнение всегда будет для ребенка основным, приоритетным, поэтому каждый человек должен знать историю своей семьи, своих предков. Ведь государство будет сильным тогда, когда крепка семья, сплоченная традициями, взаимоуважением, любовью, заботой друг о друге.
Проект «Моя семья» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях реализации ФГОС ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать в выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьей по патриотическому воспитанию ребенка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию и у детей, и у родителей.
Цель и задачи проекта
Цель: Создание единого пространства воспитания и развития детей в образовательном учреждении и в семье.
Задачи: Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
Совместное создание педагогами и родителями как в образовательном учреждении, так и в семье позитивного психологического климата.
Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ.
Сформировать доверительные и партнерские отношения между всеми субъектами образовательного пространства.
Выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку в ОУ и дома, общие подходы к воспитанию.
Этапы реализации проекта
Подготовительный: изучение особенностей семейного взаимодействия; донести до участников проекта важность данной темы; создание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья»; подбор материала для продуктивной деятельности, выявление знаний детей о своей семье.
Основной (реализация проекта): организация бесед с родителями, оформление информационных стендов по проблемам воспитания детей в семье; проведение образовательной деятельности с детьми (беседы, рассматривание картин, фотографий, НОД), направленной на формирование представлений о семье, родственных связях в разных видах деятельности, сюжетных игровых ситуаций, а также обогащение детско-родительского взаимодействия через организацию совместных прогулок, развлечений.
Заключительный: подведение итогов, проведение праздника «Мамочка милая, мама моя», посвященный к Дню матери, стенгазеты родителями, проведение праздников, посвященных к Дню защитника отчества, к Международному женскому дню.
Итоговое событие: выставка, презентация на групповом итоговом родительском собрании.
Гипотеза.
Если начать ценностные представления о семье с младшего дошкольного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.
Ожидаемые результаты
возрастет чувство привязанности к своей семье;
повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей;
установится с родителями доверительные и партнерские отношения.
Образовательные области, используемые в ходе реализации проекта
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
1.Познавательное развитие
1.Непосредственно-образовательная деятельность: «Семья», «С кем я живу», «Вышла курочка гулять», «Куклы у нас в гостях», «Строим домик для матрешки», «Зимние забавы родителей и малышей», «Рассматривание сюжетной картинки «Лиса с лисятами», «Кто трудится на огороде» …
2. Игровая ситуация: «Купание куклы», «Напоим куклу чаем», «Собираем куклу на прогулку», «Мамы гуляют с малышами», «Готовим для кукол обед», «Сервируем стол», «Моем посуду», «Кукла заболела», «»Мойка машины», «Медвежонок чинит автомобиль», «Прокатим лисичку в автобусе».
3.Беседы: «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Мое имя», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Уборка урожая картофеля».
4.Экскурсия по детскому саду: «Экскурсия в пищеблок», «Экскурсия в медицинский кабинет», «Экскурсия в физкультурный зал»
5.Рассматривание блока сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Собираем урожай картофеля», «Петушок с семьей».
2.Социально-коммуникативное развитие
1.Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», « Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы»
2.Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Как мы живем в детском саду», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кому, что нужно для работы». «Что могут руки», «Узнай профессию», «Папа (мама, дедушка, бабушка, я и тд) может…», «Ласковое слово (имя)», «Что умеет делать мама…(папа, бабушка, дедушка, старший брат и т.д)», «Какой букет ты хотел бы подарить маме (бабушке, сестре, тете)», «Назови имена (родных)», «Ласковое слово (имя».
3. Создание альбомов, стенгазеты: «Моя семья».
4. Игры-драматизации по сказкам «Курочка ряба», «Репка», «Теремок».
5. Показ кукольного театра: «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка».
3.Речевое развитие
1.Чтение произведений: С.Капутикян «Моя бабушка», Е.Благинина «Посидим в тишине», С.Баруздин «Мамина работа».
6. Чтение художественной литературы: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь».
2.Заучивание стихотворений из серии «Игрушки» А.Барто. Е. Благининой «Вот так мама».
3.Загадки на тему: «Родной дом».
4.Пальчиковые игры: «Моя семья», «Этот пальчик дедушка», «Сорока-белобока» и т.д.
4.Художетсвенно-эстетическое развитие
1.Чтение произведений: С.Капутикян «Моя бабушка»,
Е.Благинина «Посидим в тишине», С.Баруздин «Мамина работа»
2. Чтение художественной литературы: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь».
3.Заучивание стихотворений из серии «Игрушки» А.Барто. Е. Благининой «Вот так мама»,
4.Загадки на тему: «Родной дом»
5. «Я пеку, пеку, пеку всем родным по пирожку» (лепка из соленого теста): совершенствуем навыки лепки из соленого теста; развиваем творческую фантазию детей, поддерживаем желание детей сделать приятное для своих родных.
6. Рисование ладошками «Солнышко для мамочки».
5.Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика «Моя семья»
2.Беседы: «Из чего я сделан?», «Как устроено наше тело?», «Микробы и мыло».
3.Дидактические игры: «Опасно – неопасно»
4.Совместно с детьми разработать правила чистюли.
6.Ситуативный разговор с детьми о бережном отношение к своему здоровью и здоровью других.
7.Ситуативный разговор о правилах личной гигиены.
8.Физкультурные досуги и развлечения.
6.Взаимодействие с родителями
1.Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?».
2.Тест, «Какие вы родители».
3. Тематические консультации: «Роль матери в воспитании ребенка», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Роль отца в воспитании ребенка» «Семейные традиции».
4.Памятки и рекомендации для родителей: «Девять заповедей», «Пять путей к сердцу ребенка».
5.Оформление альбомов, стенгазеты «Я и моя семья».
6. Оформление стенда: «Моя семья – моя радость».
7. Проведение совместных праздников: «Мамин день», «Мама, папа, я – спортивна семья».
8. Сотворчество детей с родителями: выставка поделок «Дары осени» (из природного материала).
9. Родительские собрания: «Роль семьи в воспитании дошкольника».
10.Презентация для родителей « Один день жизни детей в детском саду».
11. День открытых дверей «Наша жизнь день за днем». |