Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»
(старшая группа «Солнышко») Воспитатель: Амзаева Е.А.
Актуальность проекта
- современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Постановка проблемы
Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье
Цель и задачи проекта:
- расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
- укрепление семейных связей;
- получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Вид проекта: информационно-познавательный, краткосрочный
Срок реализации проекта: с марта по апрель.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, родители.
Этапы проекта
I. этап - подготовительный
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
I I .Этап реализация проекта.
Содержание проекта
Познавательное развитие.
Рассказ воспитателя: «Что такое деньги и для чего они нужны», «Какие бывают деньги».
Рассматривание монет разных стран, юбилейных, монет прошлого века.
НОД «Что мы знаем о деньгах»
Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»
Речевое развитие.
Чтение худ. литературы.
Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание
Разучивание поговорок.
Социально-коммуникативное развитие.
Игра «Размен», «Супермаркет»
Художественно-эстетическое развитие.
Совместное изготовление атрибутов к игре «Супермаркет» и «Размен»
Взаимодействие с семьей
Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают».
Заинтересовать родителей в пополнению развивающей среды группы.
III.этап – заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
- активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
- дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
- педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
Заключение
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. |