Проект
«Устное народное творчество как средство развития речи младших дошкольников»
Воспитатель: Упрянцева Н.В.
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развития связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.
Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.
Тип проекта:
По времени: краткосрочный;
По характеру контактов: в рамках ДОУ, групповой;
По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;
Срок реализации проекта: январь- февраль 2021г
Участники проекта:
• Дети младшей группы (3-4года);
• Воспитатель;
• Родители воспитанников;
Цель:
развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;
2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;
3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.
Развивающие:
1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.
2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.
Воспитательные:
1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.
2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.
3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.
II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.
III. Вовлечь родителей в единое пространство «Семья – детский сад». Привлекать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях.
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:
• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;
• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
• Расширится и активизируется словарный запас детей;
• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;
• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.
• У детей появятся навыки общения и совместной игры..
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный
• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
• Постановка цели и задач.
• Составление плана реализации проекта на год.
• Составление перспективно-тематического планирования по теме «Развитие речи детей второй младшей группе, посредством устного народного творчества» с учетом интеграции образовательных областей.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
•Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).
• Создание аудио и видео фонотеки с материалами устного народного творчества.
• Подбор народных игр и хороводов, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.
• Подбор дидактических игр.
• Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
2 этап: Основной
1.Реализация проекта.
2.Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.
3 этап: Заключительный
Показ театрализованного спектакля на празднике 8 марта с детьми второй младшей группы.
№ п.п
|
Тема совместной деятельности
|
1
|
Разучивание стихов, песен, потешек, пословиц, поговорок
|
2
|
Рассматривание иллюстраций художников к русским народным сказкам
|
3
|
Оформление библиотеки русских народных сказок
|
4
|
Знакомство с русскими сказками: «Волк и семеро козлят» «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя»
|
5
|
Показ кукольного театра «Репка»
|
6
|
Постановки кукольного театра «Волк и семеро козлят»
|
7
|
Дидактическая игра«Из какой сказки герой».
|
8
|
«Литературный калейдоскоп
|
9
|
Показ театрального спектакля «Теремок»
|
|
|
Вывод:
В ходе реализации проекта решены следующие задачи:
- Сформировано представление младших дошкольников о культурных ценностях и народных традициях средстваминародного фольклора.
- Дети познакомились с народным фольклором, научились понимать содержание потешек, сказок и др. фольклорных произведений, у детей укрепилось желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни изученных в ходе проекта фольклорных произведений.
- Расширился и активизировался словарь детей.
- Дети прониклись любовью к красоте и мудрости русской речи, к произведениям устного народного творчества.
- Родители приобщились к совместной деятельности, повысился уровень их компетенции в развитии речи детей.
Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: произведения устного народного творчества имеют огромное значение в развитии речи младших дошкольников.
|