Суббота
23.11.2024
04:57
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 4 "Берёзка"
Главная Регистрация Вход
Информация для родителей »

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Главная » Статьи » Мои статьи

Проект «Устное народное творчество как средство развития речи младших дошкольников»

Проект

«Устное народное творчество как средство  развития речи младших дошкольников»

Воспитатель: Упрянцева Н.В.

Паспорт проекта

Актуальность проекта

Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же  в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает:

-  владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развития связной, грамматической правильной диалогической и монологической  речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи;

- фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Использование детского фольклора соответствует  данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется  отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Детский  фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.

 

Тип проекта:

По времени: краткосрочный;

По характеру контактов: в рамках ДОУ, групповой;

По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;

Срок реализации проекта: январь- февраль 2021г

 Участники проекта:

•        Дети младшей группы (3-4года);

•        Воспитатель;

•        Родители воспитанников;

Цель:

развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие: 

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.

Воспитательные:

1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

 II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

III.  Вовлечь родителей в единое пространство «Семья – детский сад». Привлекать родителей к активному участию  в  праздниках и развлечениях.

 

Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

• У детей появятся  навыки общения и совместной игры..

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный

• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

• Постановка цели и задач.

• Составление плана реализации проекта на год.

• Составление перспективно-тематического  планирования по теме «Развитие речи детей второй младшей группе, посредством устного народного творчества» с учетом интеграции образовательных областей.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

•Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).

• Создание аудио и видео фонотеки с материалами устного народного творчества.

• Подбор народных игр и хороводов, потешек, загадок, сказок,  пальчиковой гимнастики, наглядного материала.

• Подбор дидактических игр.

• Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

2 этап: Основной

1.Реализация проекта.

2.Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.

3 этап: Заключительный

Показ театрализованного спектакля на празднике 8 марта  с детьми второй младшей группы.

№ п.п

Тема совместной деятельности

1

Разучивание стихов, песен, потешек, пословиц, поговорок

2

Рассматривание иллюстраций художников  к  русским народным сказкам

3

Оформление библиотеки русских народных сказок

 

4

Знакомство с русскими сказками:  «Волк и семеро козлят» «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя»

 

5

Показ  кукольного театра «Репка»

6

Постановки  кукольного театра «Волк и семеро козлят»

7

Дидактическая игра«Из какой сказки герой».

8

«Литературный калейдоскоп

9

Показ театрального спектакля «Теремок»

 

 

Вывод:   

В ходе реализации проекта решены следующие задачи:

 

  • Сформировано  представление младших дошкольников о культурных ценностях и народных традициях средстваминародного фольклора.
  •  Дети познакомились с народным фольклором, научились понимать  содержание потешек, сказок и др. фольклорных произведений, у детей укрепилось желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни изученных в ходе проекта фольклорных произведений.
  •  Расширился и активизировался словарь детей.
  • Дети прониклись  любовью к красоте и мудрости русской речи, к произведениям  устного народного творчества.
  • Родители приобщились  к совместной деятельности, повысился уровень их компетенции в развитии речи детей.

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: произведения устного народного творчества имеют огромное значение в развитии речи младших дошкольников.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mdou4berezka (15.06.2021)
Просмотров: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Навигатор