Информация из опыта работы
Воспитание толерантного отношения детей дошкольного возраста через приобщение их к русской национальной культуре (Амзаева Е.А.)
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире
разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не
нарушая прав и свобод других людей.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью..
Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в согласии с окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного отношения к окружающим. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала. Знакомя детей с народной культурой, мы помогаем детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения, даем возможность гордиться достижениями предков и в то же время с уважением относиться к культуре и традициям других народов. Основной акцент делаю на построение современной системы воспитания, развития эстетической культуры личности, патриотизма на основе народного искусства. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности через приобщение детей к русской национальной культуре у дошкольников была плодотворной, мною задействуется большой спектр мероприятий и разных ) дошкольников:
1) Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народ; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых русские народные сказки;
2) Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) Русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Золотые ворота ” и многие другие; «Ручеёк».
4) Проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) Игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
6) Знакомство с бытом и историко - культурным наследием (посещение музея);
7) Знакомство с былинным эпосом.
Для того, чтобы обращение к культуре не носило случайный характер, не превращалось в некое «декоративное излишество» мною налажена система работы, благодаря которой воспитательные возможности народной культуры были бы максимально использованы. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы - «Погружение в культуру». Под «погружением» понимается такая организация занятий, которая позволяет и детям приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры, услышать голос предков.
«Народно-прикладное искусство»
Задачи: Знакомить с историей возникновения русской игрушки. Познакомить с народными росписями. Воспитывать уважение и гордость за русских мастеров. Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность. Приобщение к эстетической культуре. Формирование духовных качеств. Развитие художественно-творческих способностей, пробуждать фантазию, настроить детей на создание новых необычных композиций росписи.
«Былины»
Задачи: Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать детям представление о былинном эпосе, его происхождении, авторстве, содержании. Знакомить с былинным эпосом, воплощением героического поведения, достойного подражания. Дать элементарные исторические сведения об эпохе древней Руси. Продолжать формировать представление о некоторых аспектах жизни на основе былин. Передавать напевность, колорит, своеобразие слога русских былин. Упражнять в создании выразительных образов героев былин.
«Фольклорные праздники и развлечения».
Задачи: Воспитывать уважение к своему народу. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей, помощи. Дать представление о народных праздниках. Приобщать детей к русской праздничной культуре. Вызвать интерес к русским календарным праздникам их истории. Поддерживать обстановку всеобщего веселья, хорошего настроения. Поддерживать в детях чувство гордости и любви к своим предкам.
«Семья и родной дом» (социализация дошкольников)
Задачи: Дать детям представления о семье. Семейных и родственных отношениях, о культурных традициях семьи, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Обучить практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях, путем ознакомления дошкольников с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций на основе устного народного творчества. Воспитывать нравственные и творческие качества личности, обучить основным правилам культурного поведения и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях с помощью мудрости народной педагогики.
Важно отметить, что на занятиях происходит взаимодействие детей разной национальности в группе. Именно в данной деятельности дошкольники учатся уважать культуру другого народа, учатся видеть красоту и самобытность другой культуры, понимают неповторимость и индивидуальность людей другой национальности.
Концепция дошкольного воспитания акцентирует внимание на проблемах воспитания, самоценности дошкольного детства, так как именно в нем ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим, духовным ценностям.
Падение уровня духовной и нравственной культуры вызывает потребность человечества в толерантности. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Не возможно воспитать толерантное отношение к окружающим без воспитания чувства уважения, прежде всего к себе, в своей семье и своему близкому окружению, к родному краю, к Отечеству. Только тогда маленький человечек научиться любить и уважать разных окружающих его людей.
|