Цель: познакомить со свойствами воды: прозрачная, текучая, без вкуса, без запаха.
Задачи:
- развивать интерес к исследованию, экспериментированию с водой;
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;
-упражнять в отгадывании загадок, проговаривании потешек (малые формы русского фольклора);
- обратить внимание на значение воды в нашей жизни и воспитывать к воде бережное отношение;
Словарь: превращается, льется, переливается, прозрачная, текучая, безвкусная, разноцветная.
Методические приемы: отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, экспериментальная деятельность, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: салфетки, накидка, колпачки синие, стаканчики по числу детей (по 2 на каждого), ложечки, тазик с водой, баночки (из под пюре, с краской под крышечкой), аудиозапись «шум воды», льдинки, тарелочки для льдинок, картинки (превращение воды в разные состояния).
ХОД
Включаю «шум воды».
Отгадайте загадки:
I. Меня пьют, меня льют
Всем нужна я,
Кто такая я? (дети – вода)
Правильно, к нам в гости сегодня придет Волшебница-Вода! Хотите с ней позна-
комиться?
Воспитатель: Елена Алексеевна, покружись и в Фею воды превратись.
(Одеваю накидку голубого цвета, шарф, диадему, беру в руки волшебную палочку)
Воспитатель: Я – Фея воды, сегодня вы обо мне узнаете много интересного. А как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети: чтобы пить, мыть руки, готовить еду, стирать.
Обобщение воспитателя: Действительно, без водицы нам никак не обойтись, только просыпаемся и сразу же идём умываться, вода освежает нас, делает чистыми, свежими, бодрит. Давайте покажем, как мы умеем умываться и ласково разговаривать с доброй водичкой.
Потешка «Водичка» с показом действий.
Водичка, водичка умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: Ох, какие молодцы, вижу любите водичку, вот сегодня мы и поиграем с Феей воды.
Садимся к столам.
Ребята, посмотрите, я принесла стаканчики. В одном что? (молоко). В другом?(вода). В каждый из них я положила ложечку.
В стаканчике с молоком мы видим ложечку? (дети - нет).
В каком стаканчике мы видим ложечку? (где вода) А почему? (Вода прозрачная и ложечку видно, а молоко непрозрачное и ложечку не видно)
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте повторим: Вода прозрачная.
Воспитатель: У вас на столе стоит баночка с водичкой без крышечки. Давайте узнаем, пахнет вода или нет? (нюхают воду).
Воспитатель: Что можно сказать?
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Значит, чистая вода не имеет запаха.
Воспитатель: Попробуем воду. Что можно сказать? Какая вода на вкус?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Молодцы! А теперь скажите, а почему воду называют Волшебницей?
Дети: (отвечают), (вода может превращаться)
Воспитатель: Да, правильно. Вода может превращаться.
Предлагаю мольберт с картинками.
Зима, снежинки, снежный ком - вода превратилась в снег;
каток – в лед; пар из чайника, дыхание на морозе – в пар;
капельки на траве – в росу; картинка о дожде – здесь вода - это дождь.
Воспитатель: Из - за этих превращений воду и называют волшебницей.
Воспитатель: Ребята, я принесла вам волшебные льдинки (кладу каждому на тарелочку). Они тоже волшебные, а почему?
Дети: Они превращаются из льдинок в воду.
Воспитатель: А почему? Возьмите льдинки в руку, что происходит?
Дети: Они тают, превращаются в воду.
Воспитатель: А почему?
Дети: Рука, тёплая, от тепла, от нагревания лед тает.
Воспитатель: Во что он превращается?
Дети: В капельки.
Воспитатель: Вода состоит из капелек. Я Волшебница-Вода и превращаю вас в капельки (палочкой дотрагиваюсь). (Одеть синие шапочки). А веселые капельки любят играть. Давайте, поиграем (выходим из-за стола).
Физкультурная минутка:
Один, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Раз туда, раз сюда,
Повернись вокруг себя,
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра
Воспитатель: А вы знаете, почему еще воду называют Волшебницей?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Хотите узнать? Вы же, Капельки, сами волшебники
Воспитатель: (присаживайтесь к столам) мы сей час будем с вами превращать воду из прозрачной в разноцветную. У вас на столах баночки с крышечкой. Что бы превратить воду из прозрачной в разноцветную, скажем волшебные слова, повторяйте за мной:
Ах, водица, ты водица,
Не простая ты порой,
Можешь мигом превратиться
Из прозрачной в цвет любой.
(2 раза говорят). Подуйте на свои баночки, а теперь потрясите баночки.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Вода окрасилась.
Воспитатель: В какой цвет? (перечисляют: желтый, красный, зелёный)
Вот какие мы волшебники!
Значит вода может окрашиваться в разные цвета.
Воспитатель: А теперь, дорогие Капельки, соберите всю водичку из баночек в тазик. Как это сделать?
Дети: Вылить из стаканов в тазик, перелить (переливаем).
Воспитатель: Почему мы это смогли сделать?
Дети: Водичка – течёт, она текучая, может бежать, как ручеёк, как речка. Мы вылили, и у нас получилось целое озеро, а в озере рыбки, которые очень любят в водичке играть, плавать и плескаться. Пусть наши ручки будут рыбками. Давайте поиграем.
Пальчиковая игра в воде.
Повторяйте за мной:
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тёпленькой воде.
(руки сложены «щепотью», руки двигаются волной от плеча, изображаем плавающих ныряющих рыбок).
То сожмутся, разожмутся, (растопыривают пальцы в стороны, сжимают),
То зароются в песке (сложить пальчики, делать движения, как будто закапываются в песок).
Воспитатель: А какая вода на ощупь, какой она всем показалась? (тёплая, приятная, интересно с ней играть).
Итог: понравилось вам быть Волшебными Капельками? И мне очень понравилось быть Феей воды.
А сейчас,
1,2,3 - капельки прокрутитесь, в ребяток превратитесь.
1,2,3 - Фея воды, покружись, в Елену Алексеевну превратись! (снимаем шапочки, накидку).
Рефлексия: Так что интересного вы сегодня узнали?
Вода текучая, прозрачная, без запаха. Может превращаться в снег, лед, дождь, росу, пар. Без воды мы никак не можем обойтись в жизни, поэтому воду надо беречь, кран не оставлять открытым, когда мы заканчиваем умываться.
Ну а на память от Феи воды вам вот такие капельки.